Почему важно уметь отличить Баха от Моцарта

 

   Школьный предмет «Музыка» ученикам и родителям часто кажется второстепенным, а порой – откровенно бесполезным. Разве пригодится знание имен великих композиторов тому, кто не собирается становиться ни оперным певцом, ни дирижером, ни даже музыкальным критиком? Однако ответ на этот вопрос далеко не так однозначен, как может показаться на первый взгляд.                             

Практическая польза самого абстрактного из искусств

   Есть немало других причин, по которым предмет «Музыка» может быть полезен не только детям младшего школьного возраста, но и старшеклассникам:

~ Музыка развивает абстрактное мышление, повышенная способность к которому чрезвычайно важна как для будущих дирижеров, так и для будущих математиков;

~ Систематическое прослушивание сложных, затейливых музыкальных произведений способствует улучшению аналитических навыков: например, любую симфонию можно мысленно разложить на отдельные инструментальные партии, а потом – обратно ее «собрать»;

~ Содержание опер часто напрямую связано с ключевыми событиями эпохи, в которую жил композитор, а значит, изучение шедевров музыки в ненавязчивой, лишенной назидательности форме поможет узнать и запомнить важные исторические факты;

~ Конечно, лишь единицы из тех, кто пел в школьном хоре, продолжат вокальную карьеру и после выпуска. Однако выступать на публике хоть раз в жизни придется любому человеку, и практические занятия музыкой вполне способны уменьшить страх сцены;

~ Учась распознавать, какие эмоции выражает то или иное музыкальное произведение, человек совершенствует навыки вербального общения, становится более чутким к интонациям, тоньше чувствует, когда собеседник, например, относится к нему враждебно, прикрывая свои намерения ласковыми словами;

~ Как правило, если родители сами не увлечены музыкой, они вряд ли будут контролировать музыкальные пристрастия ребенка, а значит, велика вероятность, что он будет слушать только пустые, однообразные песенки, которые крутят по популярным радиостанциями. Учитель музыки, в свою очередь, способен оказать значительное влияние на формирование у ученика хорошего музыкального вкуса.

 

Не так страшен Лист, как его малюют

  Так уж сложилось, что, говоря о “полезной” музыке, мы, в первую очередь, имеем в виду так называемую классику. Насколько правилен такой подход – вопрос спорный. Бесспорно же другое: академическая музыка считается сложной, отвечающей вкусам лишь высоколобых эстетов и недоступной простым смертным.

   В этом убеждении есть доля правды: для того, чтобы начать хорошо разбираться в произведениях классиков, нужно пройти долгий путь, побывать на десятках концертов, собрать фонотеку. Но ведь подобная логика применима к любой сфере деятельности: и кулинар должен обзавестись солидным опытом прежде, чем он сможет виртуозно подбирать специи к тому или ному блюду и точно знать, сколько оно должно простоять в духовке.

  Флёр элитарности, которым в массовом сознании окружена классическая музыка, способствует тому, что многие просто не понимают, как к ней подступиться, с чего начать. Между тем, есть простые способы порникнуться лиричными каденциями Моцарта и научиться отличать Сати от Дебюсси.

   Не завышать требований к себе. Не стоит сразу бросаться в омут с головой и ценой неимоверных усилий пытаться постичь глубину сочинений Шенберга или Ксенакиса. Нужно начинать с малого – не в смысле ценности для истории, а в смысле доступности. Величие Моцарта, Баха, Бетховена заключается еще и в том, что прелесть их музыки понятна почти каждому.

  Поставить чувства на первое место. Дирижер Бенджамин Цандер, который уже более 30 лет занимается популяризацией академической музыки, считает, что, вопреки стереотипам, произведения классических композиторов вовсе не требуют от слушателя значительного интеллектуального напряжения. Напротив, эмоциональная вовлеченность играет значительно более важную роль. Знакомясь с очередной симфонией Бетховена, стоит для начала попытаться осознать, какие чувства она в тебе вызывает, с какими событиями ассоциируется, повышает ли она настроение или, наоборот, заставляет грустить. Наделив мелодию глубоко личным смыслом, человек уже не сможет воспринимать ее лишь как безликий звуковой рисунок.

  Создать разнообразие. Тому, кто поставит себе целью полюбить классическую музыку, необязательно удалять из плеера альбомы современных исполнителей, полностью заменив их Бахом, Брамсом и Листом, и слушать только тематические радиостанции. Для начала стоит просто разнообразить свой повседневный плейлист и смешать рок, поп или электронику с классикой. Радикальная же смена приоритетов способна навсегда внушить отвращение к классической музыке.

  Отдать предпочтение операм. Конечно, опера – жанр, нацеленный скорее на массовую аудиторию, однако это отнюдь его не обесценивает. У кого повернется язык уличить “Волшебную флейту” или “Травиату” в посредственности? В то же время, новичку в деле освоения классической музыки легче проникнуться содержанием оперы, поскольку в ней есть и персонажи, и сюжет, и конфликт, и визуальная составляющая. В случае с оперой от слушателя не требуется постоянно домысливать, что имел в виду композитор в том или ином отрывке: ему даются подсказки.

  Внести элемент игры. Например, можно пытаться угадать, музыка какого композитора звучит в популярных рекламных роликах. Или, смотря фильм, подумать, какая классическая мелодия могла бы проиллюстрировать чувства героев в том или ином эпизоде. Или даже совместить два вида искусства: запастись красками и бумагой, включить, скажем, “Пер Гюнта” Грига и пробовать визуально передать настроение каждой композиции.

  Купить билет в консерваторию. Заставить себя целенаправленно, последовательно, системно изучать что-то, что не имеет прямого отношения к твоей основной работе, довольно сложно. Особенно если речь идет о деятельности, которая не подразумевает активной вовлеченности. Единицы людей дисциплинированы настолько, что для них не составит труда изо дня в день откладывать все дела и дома по часу слушать классику просто ради общего развития. А вот поход на симфонический концерт сам по себе – действие, которое подразумевает и смену обстановки, и трепет ожидания, и знакомство с новыми людьми.

  Доверять своему вкусу. Да, для того, чтобы разобраться, какой концерт для скрипки с оркестром – шедевр, а какой – заурядная безделица, понадобится время, но значимости категорий “нравится – не нравится” никто не отменял. В отношении классики работают те же правила, что и в отношении любого другого типа музыки: если произведение кажется скучным, пустым, банальным или, наоборот, чересчур вычурным, стоит попробовать послушать что-нибудь другое.

Не классикой единой

  Вместе с тем, необходимо понимать, что стремление полностью заковать себя – или кого-то из своих близких – в рамки классической музыки в итоге скорее навредит, чем принесет пользу. Одинаково плохо слушать и только Моцарта, и только группу «Руки вверх».

    И дело тут не только в том, что однообразие приедается. Показатель высокого интеллектуального развития – широкий кругозор и способность разглядеть талант и в уличном музыканте, а не нарочитый и часто нелепый снобизм: мол, завтракаю я под Малера, посуду мою под Шуберта, а в потолок плюю под Глюка. За пределами классики есть качественная, умная, искусно написанная и сыгранная, порой даже гениальная музыка, и лишать себя ее – преступление. Согласитесь, фраза: «Я не слушаю Дюка Эллингтона, потому что он – не Моцарт» звучит смешно.

     На проблему можно посмотреть и с другой стороны: вряд ли стоит считать образованным и культурно развитым человеком того, кто интересуется исключительно музыкой и считает недостойными своего внимания литературу, живопись, кино.

Источник заглавной картинки

Posted by 

Write a comment

Comments: 0